- Подробности
- Категория: Консультации и советы психолога
«Кто самый внимательный». Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути в детский сад, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета. Например, «Я увидел дерево, оно высокое», или «Я увидел собаку, она маленькая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, назвавший большее количество слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
«Весёлый счет». Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, поднимаясь на крыльцо детского сада считать одна ступенька, две ступеньки, три ступеньки и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
«Отгадай предмет по паре других». Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама, я – это семья, куклы, машинки, пирамидки - это игрушки, елка, Дед Мороз, подарки - это Новый Год и т.д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
«Я дарю тебе словечко». Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
«Рыба, птица, зверь». На слово взрослого «птица» ребенок должен перечислить виды птиц и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, голубь, воробей, ворона, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
«Что (кто) бывает зеленым, белым, голубым (веселым, грустным, быстрым …)?» На конкретный вопрос типа: «Что бывает белым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: снег, машина, бант, рубашка и т.д.
«Задом наперед». Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.
«Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А - арбуз, ананас и т.д.; Б - банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
«Один-два». Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, голубые глаза - голубоглазый, короткие ноги – коротконогий и т.д.
С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот». Задается вопрос: «дерево какое?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: дерево высокое – дерево низкое, дерево старое - дерево молодое, или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.
Используемый ресурс: