Версия для слабовидящих


Взаимосвязь развития речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста.
 
Большинство отечественных и западных педагогов склоняются к мнению, что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша.   Все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Успех в работе по познавательно и речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.

 
Целью этой взаимосвязи является:
- объединение усилий взрослых для успешного речевого и познавательного развития каждого ребёнка;
- формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии.
Каждому из родителей необходимо нацелиться на систематическую, длительную работу с ребенком. Помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте.
Ребенка важно знакомить с цветом, геометрическими формами предметов -  круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного, двигательного обследования и сравнения. Научить понимать и использовать в речи названия величин и форм.    Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.
С раннего возраста показывайте ребёнку книжки – картинки, называйте предметы, нарисованные там, и объясняйте ему, что это за предметы, для чего они предназначены, что они делают.
В процессе игры обязательно разговаривайте с ребёнком. Это очень важно.  Старайтесь всегда отвечать ребенку вразумительно, поясняя словами те или иные действия всякий раз, когда он начинает обращаться к вам.
На этом этапе развития происходит интенсивное увеличение словаря.  Одновременно с развитием словаря развивается мышление, память, воображение ребенка.
 Игра – это основная деятельность в дошкольном детстве.  Именно через игру ребёнок познаёт окружающий мир, узнаёт много нового, учится делать выводы, развивает творческое воображение и пробует разные формы общения.
Развитие познавательной и речевой деятельности направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательная и речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Приемы, используемые при формировании познавательного и речевого развития традиционны:
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические –  упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Существует тесная взаимосвязь между познавательным и речевым развитием детей дошкольного возраста. Но если педагоги и родители подходят к решению этих задач грамотно и творчески, то проблем в развитии познавательных и речевых процессов у детей не возникнет.