Версия для слабовидящих


Советы по адаптации ребёнка к детскому саду

    Ребенок впервые идет в детский сад. Желание родителей простое и понятное, чтобы этот этап прошел легко, спокойно, чтобы малыш с удовольствием и без криков пошел в свою группу. Мы должны помнить, что каждый ребенок индивидуален. Чаще дети первые несколько дней или недель плачут, не хотят отпускать маму. И в этом нет ничего необычного. Для ребенка начало посещения садика — это стресс. И наша с вами задача — смягчить его настолько, чтобы он прошел незаметно и без неприятных последствий.

  • Отдавать ребенка в детский сад лучше в теплое время года, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Так ребенку будет легче адаптироваться, поскольку игры на свежем воздухе, песочница — все очень напоминает привычные условия его повседневной жизни.
  • За неделю-две до начала посещения садика желательно приблизить режим ребенка к режиму, который установлен в саду.Ребенку будет легче привыкнуть просыпаться утром (например, в 7:00), спать днем с 12:00, завтракать и обедать примерно в то же время, что и в саду. Тогда ему будет легче привыкать к его условиям.
  • К детскому саду малыши привыкают постепенно.Сначала вы его оставите на час, потом на два и понемногу перейдете на полный день. Это важное правило, так как ребенок еще очень привязан к маме и дому, не привык быть вне своей семьи. Резкое погружение в новый коллектив может очень болезненно сказаться и ребенок не захочет ходить в детский сад.Если ребенку трудно расставаться с мамой, пусть отводят в детский сад папа, бабушка или еще кто-то. Хотя бы на первых порах.
  • Рассказывайте о предстоящих изменениях ребенку заранее. Расскажите ему о детском саде, что его там ждет, о воспитателе и новых друзьях. Важно говорить позитивно и делать акцент на том, что вашему сыну или дочке там понравится! Даже если вы в этом сами не уверены, не транслируйте это ребенку. Он обязательно считает ваш настрой и тогда слова уже могут не помочь.
  • Навыки самообслуживания.Важно, чтобы ребенок хотел и пробовал самостоятельно одеваться или есть, а также умел попросить о помощи. Тогда он будет комфортнее и увереннее чувствовать себя среди сверстников, среди которых найдутся те, что умеют делать это самостоятельно.
  • Сформировать положительную установку на сад. Это очень важный пункт! Никогда не пугайте ребенка садиком. Такие фразы, как: “Успокойся, иначе отведу в сад”, “Вот пойдешь в садик — увидишь!” способны сформировать у ребенка установку на то, что в саду плохо и его следует избегать всеми силами. Не используйте фразы, содержащие негатив для ребенка (“А в саду тебе придется такое есть!”, “Вот пойдешь в садик, а там надо делиться с детьми!”) Рассказывайте о садике, гуляйте возле него, наблюдайте за детьми на его площадке, комментируя все, что увидели.
  • Не обманывайте ребенка!Говорите так, как есть. Не стоит слишком расхваливать садик, чтобы потом у ребенка не было разочарования. Лучше использовать такие фразы: “Да, ты придешь в группу, а там много детей. Сначала ты никого не будешь знать, но воспитательница поможет подружиться, и вам будет весело!”; “Да, тебе придется быть в саду без мамы, я тоже буду скучать по тебе, но вечером я обязательно за тобой приду!»
  • Научите ребенка отпускать маму, играть самостоятельно игрушками.Конечно, не у всех есть такая возможность, но хорошо, если у ребенка есть регулярный опыт того, что мама отлучается на несколько часов, а малыш в это время остается с папой, бабушкой… Дети, которые никогда не расставались с мамой, так же, как и те, у которых был неудачный опыт такого расставания, могут дольше адаптироваться к детскому саду.
  • Навыки общения.Покажите ребенку, как делиться игрушками, как просить игрушку, как обращаться к взрослым. Эти навыки пригодятся ему в группе детского сада буквально с первого же дня. Для подготовки ребенка в детсад посещайте группы раннего развития, детские площадки,  хотя бы для того, чтобы ребенок привык к детскому коллективу, к занятиям и необходимости слушать и слышать взрослого.
  • Общайтесь с воспитателями с уважением и доброжелательно.Ребенок очень внимательно следит за вашими эмоциями, реакциями, поведением. Таким образом, он относится к другим людям так, как вы относитесь к ним, он принимает ваше отношение. Поэтому, придя в детский сад впервые, ребенок должен почувствовать и понять, что воспитатель — это “добрая тетя”, потому что мама с ней приветлива, спокойна и доброжелательна.
  • Помните, ребенок чувствует вашу тревогу!Ребенок, который ощущает мамину тревогу или страх, начинает сам бояться и думать, что в саду с ним может случиться что-то неприятное. Для такого ребенка период адаптации может не заканчиваться очень долго — пока мама не успокоится и не отпустит свои переживания.
  • Принимать чувства ребенка.Исключить нотации, убеждения… Если ребенок плачет в саду, скучает по маме, никогда не запрещайте его чувства, не старайтесь сразу же убедить, что эти чувства напрасны. Просто примите их, покажите, что вы понимаете, что это нормально так чувствовать. Скажите: «Да, я вижу, ты очень скучал/скучала!» «Тебе было страшно, грустно, печально…», «Тебе хочется поплакать, поплачь!»
  • Давайте ребенку больше внимания, тепла, ласки.Малышу, который начал ходить в детский сад, уделяйте больше внимания, тепла, ласки, больше обнимайте, демонстрируйте свою любовь, больше времени проводите вместе. Таким образом вы компенсируете ту нехватку мамы в течение дня и еще раз убеждаете, что мама продолжает любить, а не покидает в саду, потому что больше не любит.

 

Легкой вам адаптации!