Версия для слабовидящих


Советы логопеда

 Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
     Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.
     Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие  обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
     Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза  даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.
 
Чистим зубки
  • улыбнуться, открыть рот
  • кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто
  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка
  • улыбнуться
  • широко открыть рот
  • высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Трубочка
  • с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик
  • улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр
  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
Грибочек
  • улыбнуться
  • поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
  • присосать широкий язык к нёбу
Киска
  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку
  • губы в улыбке
  • приоткрыть рот
  • произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка
  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход гудит
  • губы в улыбке
  • открыть рот
  • с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Индюки болтают
  • языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл..."
Качели
  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы
Часики
  • улыбнуться, открыть рот
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик
  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу
Вкусное варенье
  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
Гармошка
  • улыбнуться
  • сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
  • не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Барабанщик
  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."
 

Консультация для родителей: «Давай с тобой поговорим...»

 

В настоящее время родители, как правило, поставлены в достаточно жесткие условия: работают с утра до вечера, придя домой, «уходят» в свои, компьютеры, ноутбуки, телефоны, телевизоры, предпочитая их внутрисемейному общению. Однако близкие люди, находясь рядом, друг с другом, практически не разговаривают, что не может не отразиться на речевом и общем развитии ребёнка. Живое общение не может заменить никакое, даже совершенное  техническое устройство. Не надо молчать, а нужно больше говорить!
    В повседневном общении с взрослым ребёнок  учится познавать мир, приобретать жизненный опыт, усваивать норма поведения. В разговоре с ним родители дарят ему уверенность не в завтрашнем, а в сегодняшнем дне, что есть семья и есть биологическая сила слова, есть поддержка.
    Речевое общение взрослого и ребенка в процессе жизнедеятельности позволяет дошкольнику овладеть фразовой речью, а также различными формами речевой коммуникации, Дети получают больше шансов для развития полноценного общения, если родители сами творят, вовлекая в процесс всю семью, читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором. Живые впечатления,  полученные ребенком в семье среди близких и дорогих ему людей, подкреплённые выразительными замечаниями, художественные образы литературных произведений - вот источники развития речи детей.
    Уважаемые родители, говорите со своими детьми, вместе рассматривайте иллюстрации в книгах и беседуйте о том, что на них нарисовано,  сочиняйте рассказы, озвучивайте героев произведений, мастерите с детьми игрушки. Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов должны стать семейной традицией, ритуалом, которого ребёнок очень ждёт. Не забывайте хвалить ребенка, это залог его будущего успеха. Помните, что для ребёнка очень важно  общение именно с вами! С детьми нужно не просто говорить, при этом обязательно выслушивать их ответы: ведь ребенок нуждается в собеседнике! При общении надо учитывать, что официальный тон недопустим.