Версия для слабовидящих


Что нужно знать о заикании ребёнка.

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловлен­ное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются ос­новным внешним симптомом заикания.

Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологи­ческого и психологического характера, составляющие единство.

В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заика­ния: предрасполагающие и производящие.

К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляю­щие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная на­пряженность), конституциональную предрасположенность (заболевание веге­тативной нервной системы, подверженность психическим травмам), наслед­ственную отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, передаю­щаяся по наследству), поражение головного мозга.

В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (фи­зические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотря­сения головного мозга, заболевания, ослабляющие нервную систему; несо­вершенство звукопроизносительного аппарата при дислалии и дизартрии), психические и социальные (психическая травма, избалованность, неровное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрица­тельные эмоциональные переживания, перегруженность детей младшего до­школьного возраста речевым материалом, не соответствующее возрасту ус­ложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающимся и т.п.) факторы.

Выделяют физиологические и социальные симптомы заикания. К физио­логическим относят речевые судороги, нарушения центральной нервной сис­темы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики. К психологическим — речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т. п.

В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя целый ряд медико-педагогических мероприятий:

 терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), на­правленное на оздоровление нервной системы и ор­ганизма в целом;

         психотерапевтическое воздействие;
          коррекционные занятия с логопедом;
         обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.