Версия для слабовидящих


Образовательная программа

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

  Семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Поэтому педагоги учитывают в своей работе такие факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважают и признают способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и развития их детей.

 Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу Организации. Только в диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

 Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной ответственности за воспитание детей — это совместная, со-разделённая реализация основного содержания Программы по принципу: ДОУ начинает — семья продолжает, и наоборот: то, что «открыто» ребёнком в семье, должно стать «открытием» всей группы ДОУ.

     Особенно важен диалог между педагогом и семьей в случае наличия у ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны детского сада и семьи.  Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости рекомендуют обратиться к другим специалистам (консультации психолога, логопеда, дефектолога и др.). Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, способствующими позитивному проведению диалога.

    Ситуации требуют наиболее активного взаимодействия педагога с семьей:

— адаптация ребенка и родителей к дошкольному учреждению (знакомство, установление контакта, ответы на вопросы родителей, мини-экскурсия ребенка с мамой в группу, индивидуальный режим посещения ребенка на период адаптации, информирование родителей о распорядке дня, о правилах, принятых в группе, о жизни детского сада в целом);

— информирование о текущей ситуации в группе, успехах ребенка в адаптации, во взаимодействии со сверстниками, в образовательной деятельности; информирование о предстоящих мероприятиях (открытое занятие, праздник, субботник, семинар для родителей и т.д.);

— работа с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья (эмоциональная поддержка семьи, внимание к ребенку, замечание всех его успехов, даже самых маленьких, деликатное обсуждение трудностей, совместный поиск решений в сложных ситуациях);

— рассказ об особенностях эмоциональной сферы и поведения детей в каждом возрастном периоде; при необходимости педагог рассказывает родителям о том, что в поведении их ребенка обусловлено возрастными особенностями, как относиться к тем или иным проявлениям поведения и характера ребенка, как наиболее эффективно строить взаимодействие с ребенком данного возраста;

— объединение педагогического процесса в детском саду и дома: беседы на тему, которую обсуждали в саду;

— формирование навыков самообслуживания (важно, чтобы усилия по формированию навыков самообслуживания в детском саду и дома были скоординированы, чтобы родители и педагоги действовали в одном направлении);

— профилактика и разрешение конфликтных ситуаций (воспитатель для себя определяет «сложных» родителей, готовых конфликтовать, понимает, что именно может спровоцировать конфликт, старается смягчить эти ситуации, аргументирует педагогическую позицию в данном случае, стремится к поиску решения, которое бы устраивало обе стороны).

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.


[1]  филиалы - по одной разновозрастной  группе общеразвивающей направленности